Мировая фотоиндустрия каждый год анонсирует все более передовую и дорогостоящую технику. А в Голливуде снимают топовые фильмы на советский Гелиос 44-2. Удивлены? Давайте посмотрим, за что его так любят фотографы и видеографы по всему миру.
Добрыми намерениями, мне в руки попал старенький Гелиос и я решила потестировать его со своей беззеркальной Sony A7 III в полевых условиях. Буквально. Поэтому, он отправился со мной в ближайший поход. И это была любовь с первого кадра!
Как и любая мануальная оптика, этот объектив больше подойдет для медитативной съемки. Но зная его сильные стороны, вы точно не захотите с ним расстаться.
В походной экипировке каждый грамм играет роль и важно, что такая связка почти ничего не весит: ~950гр, вместо моего обычного комплекта в 1,5кг (Sony A7 III+85мм). Я получила ту легкость, о которой так мечтала с переходом на беззеркалку.
Для того, чтобы установить советский объектив на современную камеру, потребуется переходное кольцо, которое компенсирует рабочее расстояние от объектива до матрицы. Но стоят они не дорого. В моем случае это адаптер M42 — Sony Nex (Sony E).
Фокусное расстояние объектива — 58 мм. Это немного больше, чем привычный нам портретник 50 мм.
В мануальных объективах нет автофокусировки и необходимо выставить на камере ручную настройку. После молниеносного и цепкого фокуса на беззеркалке, переживала, что не смогу поймать резкость вручную и это будет сильно тормозить процесс съемки. Но уже через час, я почти не обращала на это внимания. Конструкция кольца фокусировки обеспечивает мягкий, плавный ход и приятным усилием отдает в руку. Ловить фокус очень приятно.
Да, процесс тормозит, но восторг от получаемой картинки затмевает все. С другой стороны, если бы все было так плохо, смогла ли я сделать эти кадры?
Гелиос 44-2 имеет еще два кольца регулировки: диафрагмы и предустановки диафрагмы. Предустановка диафрагмы нужна для фиксации нужного отрезка. Если поставить предустановку на 2, кольцо диафрагмы будет заблокировано. Если на 16, кольцу диафрагмы будет доступен полный ход. Кольцо достаточно подвижное и легко случайно крутануть его, сбив настройки. Стоит обратить внимание на этот момент.
Еще больше восторга испытала, открыв кадры на большом мониторе — поняла наконец, почему про Гелиос говорят «бритвенная резкость»! Это удивительно, необработанные исходники не уступали по качеству моим топовым линзам.
Но теперь, в кадрах появились жизнь и характер. Мануальная оптика не стремится сгладить картинку до состояния идеальной, за это ее так ценят. Вот они, знаменитые «чешуйки» боке, которых не увидеть на современных снимках. Также, из-за особенностей конструкции, резкость объектива снижается к краям, как бы закручивая изображение.
Еще одна сильная сторона объектива — очень художественная засветка и блики. Они появляются, когда объект света попадает прямо в кадр или находится на его периферии. Кто-то считает это изъяном, но на мой взгляд, при правильном использовании минус превращается в плюс. Регулируя положение камеры, можно влиять на степень засветки, что дает большой творческий простор.
Мне захотелось усилить ощущение «живой» картинки и я обработала снимки под легендарную пленку Kodak Portra, добавив зерна и характерные цвета. Но будьте уверены, с Гелиосом можно получить и весьма коммерческие кадры.